Основные сведения
Программа здоровьесбережения
«Здоровая школа»
МБОУ «СШ № 33»
на 2020-2025 учебные годы
Целями программы являются:
- создание в школе организационно - педагогических, материально - технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
- усиление контроля медицинского обслуживания участников образовательного процесса;
- создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
- развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования учащихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
- разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.
Задачами программы являются:
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
- развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.
Функции различных категорий работников школы.
Функции медицинской службы:
- проведение диспансеризации учащихся школы;
- медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
- выявление учащихся специальной медицинской группы.
Функции администрации:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль организации горячего питания учащихся в школе;
- организация и контроль уроков физкультуры;
- обеспечение работы спортзала и спортивной площадки во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация работы социально-психологической службы в школе.
Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация и проведение в классах мероприятий по профилактике частых заболеваний;
- организация и проведение в классах мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение в классах мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактических работ с родителями;
- организация встреч родителей (законных представителей) с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН и ЗП, медработниками;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровье сбережения;
- организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры
Сроки и этапы реализации программы
І этап - 2020 – 2021 гг.
ІІ этап - 2021 – 2024 гг.
ІІІ этап - 2024– 2025 гг.
Общее представление о здоровьесберегающей среде в МБОУ «СШ № 33»
Приоритетной задачей нашей школы, выбравшей концепцию здоровьесберегающей деятельности, становится концепция усилий всего педагогического коллектива на формировании ЗОЖ школьников. Эта задача затрагивает все аспекты существования образовательного учреждения:
- Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
- Учет возрастных особенностей обучающихся;
- Режим учебно-познавательной деятельности;
- Организация питания;
- Социально-педагогические условия обучения.
Слагаемые здоровьесберегающей среды (все, с чем учащийся соприкасается в течение дня):
- Родители, их взаимоотношения с ребенком;
- Школьная среда;
- Организация и содержание внеурочного времени;
- Педагогическая среда (конкретный процесс на уроках);
- Психологическая среда (общение с учителями и учащимися);
- Санитарно-гигиеническая среда (состояние здания школы).
Условия формирования здоровьесберегающей среды в МБОУ «СШ № 33»
1.Позиционирование ОУ в качестве здоровье сберегающего учреждения:
- разработки программы обеспечения приоритета здоровья в ОУ;
- учет в любом решении ОУ вопросов, связанных с влиянием данного решения на здоровье школьников;
- проведение диагностики здоровья обучающихся и мониторинга происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья;
- учет результатов мониторинга здоровья обучающихся при разработке программы развития школы.
2. Изменение меры ответственности всех участников образовательного процесса за состояние их здоровья:
- внесение изменения в перечень должностных обязанностей учителей с учетом пунктов, касающихся их деятельности в сфере здоровья;
- введение в ОУ нормы индивидуальных соглашений с учащимися, в которых прописаны обязанности учеников в деле заботы о собственном здоровье и участие в мероприятиях по помощи школе в обеспечении решения данной приоритетной задачи;
- заключение индивидуальных соглашений с родителями учащихся для усиления уровня их ответственности и подключения к работе школы в этом направлении.
Основные блоки здоровье сберегающей деятельности по сохранению и укреплению здоровья в школе:
Блок профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся предполагает:
- ведение листка здоровья классов, что позволяет видеть статистику состояния здоровья по школе в целом:
- регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья обучающихся:
- использование в школе рекомендованных методов профилактики заболеваний
- обсуждение данных мониторинга здоровья учащихся на педсоветах
- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
- составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
- проведение физкультминуток;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- планомерная организация питания учащихся;
- реабилитационную работу:
- обязательное медицинское обследование.
Блок просветительско-воспитательной работы предполагает:
- организацию «Дней здоровья», внеурочной деятельности и воспитательной работы здоровье сберегающей направленности;
- включение в учебный план школы образовательных программ, направленных на формирование мотивации здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры)
Блок рациональной организации учебного процесса предполагает:
- соблюдение гигиенических норм в организации учебной нагрузки;
- использование приемов индивидуализации обучения;
- строгое соблюдение гигиенических требований к использованию технических средств в учебном процессе;
- использование здоровье сберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
- предупреждение проблем развития ребенка;
- обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
- совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
- организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Блок организации физкультурно-оздоровительной работы предполагает:
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной деятельности к формированию здорового образа жизни учащихся;
- организация динамических перемен, физкультпауз на уроках;
- эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (включая занятия ЛФК), родителей (законных представителей) к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Блок здоровье сберегающей инфраструктуры ОУ предполагает:
- соответствие помещения школы гигиеническим нормативам;
- наличие в образовательном учреждении состава специалистов, обеспечивающих здоровье сберегающую работу;
- оснащенность физкультурного зала, спортплощадки, медицинского кабинета, школьной столовой.
Блок организации системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями предполагает:
- проведение в ОУ постоянно действующих лекториев по различным вопросам роста и развития обучающихся и их здоровья;
- повышение уровня знаний в области вопросов здоровье сбережения;
- обеспеченность ОУ необходимой научно-методической литературой.
Структура мониторинга здоровье сберегающей деятельности МБОУ «СШ № 33»
Раздел 1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (организация здоровье сберегающей деятельности ОУ и готовность учителей к реализации здоровье сберегающей деятельности)
- Позиционирование школы в качестве здоровьесберегающего ОУ;
- Вовлечение школы в сетевое взаимодействие системы здоровьесберегающих школ, научно-педагогических и общественных организаций;
- Готовность учителей к участию в здоровьеохранной работе;
- Организация методической работы по повышению квалификации педагогических кадров в области здоровьесберегающего образования;
- Организация самоанализа школы - внутреннего мониторинга здоровьесберегающей деятельности школы;
Раздел 2. Реализация здоровье сберегающих требований к инфраструктуре ОУ.
- Выполнение здоровьесберегающих требований к размещению ОУ, земельному участку, зданию школы;
- Организация питания учащихся;
- Выполнение здоровьесберегающих требований к воздушно-тепловому режиму школы;
- Выполнение здоровьесберегающих требований к естественному и искусственному освещению;
- Выполнение здоровье сберегающих требований к состоянию и оборудованию учебных кабинетов и применению в образовательном процессе технических средств обучения.
Раздел 3. Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровье сберегающих технологий при реализации образовательного процесса в школе.
- Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации учебного процесса;
- Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- Психологические основы здоровье сберегающей организации учебного процесса.
Раздел 4. Реализация здоровье сберегающих технологий физкультуры и спорта в здоровьеохранной деятельности ОУ
- Состояние физкультурно-спортивного комплекса школы;
- Организация уроков физвоспитания в школе;
- Физвоспитание в режиме дня школы;
- Внеклассная физкультурно-спортивная работа;
- Контроль выполнения учащимися школы нормативов двигательной активности;
- Комплексная оценка физической подготовленности учащихся школы.
Раздел 5. Образовательная и воспитательная работа по организации системы формирования приоритетов ЗОЖ учащихся.
- Организация образовательной работы в ОУ в рамках учебных дисциплин здоровьеохранного блока;
- Организация воспитательной работы в ОУ в области формирования культуры здорового образа жизни учащихся;
- Участие обучающихся и их родителей (законных представителей) в здоровьеохранной работе ОУ.
Раздел 6. Организация профилактики употребления ПАВ в среде обучающихся
- Программа профилактики употребления ПАВ учащимися;
- Выявление факторов риска распространения ПАВ в среде обучающихся;
- Организация безопасной поддерживающей образовательной среды.
Раздел 7. Организация комплексного сопровождения системы формирования ЗОЖ учащихся (система медицинского обслуживания обучающихся)
- Организация медицинского обслуживания учащихся;
- Оценка комплексных показателей состояния здоровья учащихся.
Раздел 8. Организация системы мониторинга формирования культуры ЗОЖ обучающихся (средствами психологических технологий, анкетных методов и социологических опросов)
- Организация психологического сопровождения здоровьесберегающего образовательного процесса в ОУ;
- Программа диагностики психологических характеристик обучающихся, связанных с показателями их здоровья;
- Программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни учащихся;
- Оценка формирования у учащихся, их родителей (законных представителей) и учителей школы мотивации ведения ЗОЖ, обобщение аналитической информации в форме отчетов ОУ.
Здоровьесберегающие средства и технологии, применяемые в условиях образовательного учреждения:
Цель данной работы: привитие норм ЗОЖ на основе отказа от вредных привычек, соблюдение режима дня, спортивного режима, использование оздоровительных сил природы.
1.Гигиенические средства (санитарно-гигиенические средства здоровье сберегающие технологии)
- Требования к материально-техническому состоянию здания школы;
- Организация влажной уборки помещений, регулярное проветривание классов;
- Обеспечение рационального уровня учебной нагрузки во избежание переутомления;
- Организация рационального питания учащихся;
- Соблюдение общего режима дня учащихся – режима двигательной активности, режима питания и сна;
- Формирование ЗОЖ;
- Личная и общественная гигиена;
- Привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.
- Организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций.
2.Средства двигательной направленности (здоровье сберегающие технологии физкультуры и спорта)
- Уроки физкультуры с комплексами физических упражнений;
- Физкультминутки на уроках и подвижные перемены;
- Различные виды оздоровительной гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для коррекции зрения и пр.), лечебная физкультура;
- Эмоциональные разрядки и «минутки покоя», подвижные игры, психогимнастика, тренинги и др.
3.Средства организации благоприятной психолого-педагогической среды ОУ (психологические здоровье сберегающие технологии)
- Обеспечение положительного эмоционального климата в учебном коллективе и в процессе взаимодействия учитель-ученик;
- Всесторонняя психофизическая диагностика всех личностных сфер обучающихся в процессе их развития.
4.Средства педагогического воздействия, организации учебного процесса (здоровье сберегающие образовательные технологии)
- Интеграция оздоровительной деятельности в образовательный процесс;
- Системный подход к организации образовательной деятельности;
- Модернизация содержания образования, разработка интегративных курсов здоровье сберегающей направленности для всех ступеней обучения.
5.Профилактические и закаливающие средства (воспитательная работа по формированию ЗОЖ)
- Организация просветительского лектория;
- Культурно-массовые мероприятия;
- Работа с семьей учащегося (пропаганда ЗОЖ через систему занятий в родительском лектории)
- Массовые оздоровительные мероприятия с участием родителей (законных представителей) (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, экскурсии)
|